Татьяна Скачкова « Сознание под властью музыки»

к выставке

Мы знаем Татьяну Скачкову как художника с очень ясным взглядом на мир. Причём она очень точно очерчивает границы своего интереса к миру; это человек и вещи, его окружающие, воссозданные в запоминающейся , пластически чёткой манере. Это и есть тот привычный круг тем , образов и достаточно отшлифованных приёмов, который во-первых ассоциируются с творчеством Скачковой.

Специфическое качество её художественного видения – любование объектом, который она выбирает для изображения, как величайшей драгоценностью. Всё, что попадает в поле зрение художника, обретает особую значимость эстетического факта. Её многовариантные букеты торжественно предстают перед миром. Герои её портретов – молчаливые хранители прекрасных тайн. Наверное, нечто подобное все ощущали перед работами Скачковой.

Но на выставке 1999 г. мы открыли для себя другую Скачкову. Художница явно решила разрушить стереотипы нашего восприятия. В привычный круг картин вошёл цикл нефигуративных композиций, которым сам автор придаёт особенное значение. Используя язык музыкальных терминов, можно сказать. что это джаз на фоне классической музыки. В самом деле этот цикл связан с непосредственными музыкальными переживаниями художника. Я знаю, что многие картины писались под музыку, причём музыку нетрадиционную. Таким образом, если в дальнейшем в творчестве Скачковой сложится новое направление, нам придётся говорить о нём, аппелируя к сфере подсознательного.

Перед музыкой человеческие будни со всей их бренностью начинают казаться чем-то очень поверхностным, далёким от подлинной сферы мышления. Воплощение музыки в реальных визуальных формах только вульгаризирует её. Музыка – нечто более сложное, что требует абстракции. Поэтому можно сказать. что абстрактный цикл последних работ Татьяны Скачковой представляет сознание под властью музыки. Своеобразие этих работ в том, что Татьяна, как художник- аналитик, и здесь контролирует свои эмоции. Она не поддаётся абсолютной спонтанности ощущений, а как бы пытается анализировать музыку средствами живописи, воссоздаёт её с помощью определённых ритмических построений, цветовых отношений, прозрачной фактуры.

Всё это – поиски формы, адекватной внутреннему состоянию автора, его внутреннему зрению. И я чувствую, что этот внутренний взгляд художника — очень напряжённый. Если прежде каждый цветок в букете Скачковой, каждый персонаж её портретов пребывал в торжественном предстоянии перед миром, то здесь воплощено состояние, сходное с внезапностью, — когда тебя ошарашивает некий образ, некий звук, вонзающийся в душу, или скользящий мимо в чужое духовное пространство. Возможно перед нами воронки вселенной, поглощающие или рождающие звук ( идею, образ).

В любом случае Татьяна сегодня на пути к новому. Её ведёт стремление уловить драматическое духовное начало человеческой жизни. Думаю. что экспрессивный аналитизм этих работ не разрушил целостного впечатления от творчества Скачковой. Хотя эмоционально разные части экспозиции были противоположны друг другу – пластически они едины: в масляной живописи мы видели всю ту же акварельную технику.

Сама Татьяна Скачкова — цельная натура, стиль её работ содержит постоянные элементы. Её видение по-прежнему обращено к миру человеческих ценностей, но уже в иной, возможной реальности.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике мои статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>