Когда б вы знали, из какого сора…

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда…

Анна Ахматова

Приветствую всех, кто набрёл на мой пост о куклах! Пост про всё сразу.

Недавно я делала статью про них для одного конкурса, в котором требовалось рассказать интересненькое- байки, связанные с любимым хобби. Байки байками, а так сложилось , что недавно на ярмарке у меня сорвался заказ из-за того, что заказчик не понял технологии и настаивал на своём формате и других деталях, которые неосуществимы при моей технологии изготовления кукол в технике ассамбляж.В связи с этим хочется как-то акцентировать важность понимания именно этого момента. Против технологии не попрёшь)) Если что-то должно сохнуть несколько суток , иначе расползётся по швам , то мы терпеливо ждём – это, вроде, всем понятно.

Но существуют и другие тонкие моменты, которые знает художник, и о которых заказчик , как правило, не имеет понятия. Поверхностный взгляд на куклу – бантики, кружева, шляпки и цветочки, красивая рамочка, — подойдёт ли к нашим обоям? Ах, это всё так понятно))

Мало кто задумается об оборотной стороне этого очарования. Как тяжело крепится тканая основа, сколько десятков гвоздей забито в раму ( до 50 штук случается), насколько мягкий или твёрдый багет, — его могу выбрать только я, а не заказчик – потому что я знаю, что я с ним буду делать и как. Очень смешно, когда люди просят сделать куклу, а они сами вставят её в раму ( что невозможно совершенно!). Отсюда и возникает непонимание. Это и натолкнуло меня на необходимость сделать статью – ведь пришлось мне отсылать заказчицу в ЖЖ читать пост про кукол, чтобы пролить свет на это тёмное дело.

Я не художник по специальности. Но моя профессия связана с изобразительным искусством. Всё моё разнообразное рукоприкладничество исключительно от порывов души и страстного желания делать что-то красивое. Как ни странно, уже много лет это основной источник моих доходов, и кроме кукол, которых я делаю очень давно, я увлеклась декорированием самых различных поверхностей. Но сегодня речь пойдёт о куклах. именно они завели меня в дебри декораторства, и они неизменные фаворитки моих друзей и заказчиков.

Сами куклы

Как бы ни куклы, а настенные панно. Они плоскостные и собираются на плоскости в красивой раме по принципу коллажа. Здесь ничего не шьётся заранее – ни платье, ни шляпки – всё только коллаж из пёстрых кусочков. Я придумала эту технологию много лет назад, она  целиком моя. Самарский искусствовед Чернова давно определила эти работы как кукольный  ассамбляж. Ассамбляж  — это когда всё из всего. Объёмные куклы – это не моё, хотя  однажды пришлось. В процессе работы почувствовала себя  портнихой, сапожником, ювелиром, парикмахером и, меньше всего, художником.

А  вот когда я работаю на плоскости и всё зависит от случайного лоскутка, старой брошки, которая, разумеется, в единственном экземпляре, от какой – нибудь  дребедени, случайно оказавшейся под рукой – и из всего этого хаоса надо создать порядок! – вот это самое моё! Импровизация форева! Кто знает,  куда заведёт фантазия? Например, у меня есть вот такой кораблик, он лежит в коробке с «драгоценностями».

Ну точно место его в прическе венецианской дамы, в высоком пудреном парике. Лежит и ждёт своего часа Или вот у меня появилась такая милая рамочка, вот её фрагменты – она в цветах и листиках.

Здесь будет эльф! Рамы очень вдохновляют.Вот эта роскошная светлая рама из корейского багета  предназначалась  для создания некоего аристократического образа, слегка помпезного и утончённого. И он-таки явился! Я и ткань  на основу подобрала тонально сближенную, с барочным орнаментом.

 

Сейчас хорошо видно, с чего начинается работа над коллажем ( ассамбляжем) – плоскость в раме ( подчёркнуто– архиважно!) и приклеенная гипсовая головка будущей героини. Да-да, я старомодно работаю с гипсом – леплю из пластилина, делаю форму, потом отливаю. Это очень грязная часть моей работы. Поэтому я не могу себе позволить делать отливку только одной куклы –  я занимаю кухню и. пока есть силы, отливаю гипс партиями – ручки. ножки,  головки.

Как видите, результата ужасен и я потом долго и тщательно скоблю и шлифую каждую деталь шкуркой, всякими железочками и даже иголочкой до бархатной поверхности. Возню эту не люблю, настраиваюсь  с вечера. Зато потом у меня образуются залежи вот таких коробок, которые журналисты, шутя, называют « расчленёнкой».

Слегка напоминает раскопки в Помпее))

Про расчленённые тела

Однажды (давно) пришла ко мне корреспондентка  интервью брать. Такой ангел, такой одуванчик. Два  часа мы с ней интеллектуальные беседы вели про Ахматову, про Феллини, про то, как меня вдохновляют кинематограф и литература. На самом деле у меня была даже кукла  Эдмея Тетуа ( невидимая героиня фильма Феллини «И корабль плывёт»). И была кукла «Воспоминание о царском селе», посвящённая Ахматовой. Ну это просто мои аллюзии. Как мне было интересно прочесть статью! И вот она выходит в одной из волжских газет – заметочка под заголовком  «Титова  хранит в ящиках расчленённые тела». Читать было печально((

Шарлотка из гипса

Однажды в нашем доме произошёл страшный случай!Даже не спрашивайте, как я до этого дошла!Как пакетик с гипсом оказался в шкафчике с мукой, отливаю-то я на кухне, -не знаю, сама удивляюсь. И вообще я тогда была очень молодая и кругом был творческий бардак. Я замесила  тесто для шарлотки, как обычно, и очень удивлялась, почему оно такими пузырями поднимается, Удивлялась, но упорно продолжала месить)) и поставила вместе с яблоками  в духовку. И когда духовка начала выстреливать очередями мы в УЖОСЕ и ШОКЕ  побежали на кухню и быстренько выключили и вытащили месиво – оно было похоже на  грунт планеты Марс. Потом я спросила у скульпторов – а что было бы, если бы  мы во время не выключили духовку? Оказывается у нас мог быть взрыв.

Про Антигону, ставшей Медеей

Это очень серьёзная тема. Кукла странный персонаж. Ты её хозяин до поры до времени. Потом она отделяется от тебя и начинает жить своей собственной жизнью. Ты стараешься что-то изменить в ней, а она не хочет.  Ты придумала одно,   она требует иного. «Лола из Валенсии «  не планировалась ни в каком виде.

«Лола из Валенсии»

Уже точно не помню, что я собиралась делать – но кукла стала менять мои действия, я вдруг стала наращивать объём волос, цеплять украшения,   накидку на плечи и тд. В конце концов  она стала напоминать мне валенсианок в праздничных костюмах.  А название я ей дала по одноимённой картине Эдуарда Мане. Она и лицом на неё похожа. Такие истории часты.

Но был один случай,  когда мне пришлось куклу разобрать  полностью . Ибо она до безобразия вышла из подчинения, можно сказать, что хотела, то и делала! Придумала Антигону, а она у меня на глазах стала превращаться  в разгневанную  и безжалостную колдунью, у которой змеились локоны и  таращились глаза.  От её взгляда было не по себе. Я вдруг почувствовала, что ничего хорошого она никому не принесёт.  И разобрала её без сожаления.

Поэтому мне очень понятны рассуждения философов про механистичность и живую душу, из них и состоит феномен куклы.
Хотя , конечно,  я  их люблю, я   с ними курлыкаю. Ложусь спать – прощаюсь до утра, утром просыпаюсь – они на меня глазеют со стены)))у них всегда хорошее настроение))
Если вам придёт на ум вопрос про лица-маски, а он всегда всем приходит в голову  – ну да, характеров нет, не люблю, люблю нечто отвлечённо- поэтическое. Чтобы кукла была фантомом некой эпохи, культуры, сказки  или музыки,  её образом, а всё это возможно сделать путём стилизации из самых обычных материалов.

 

И о том, как принцесса эльфов забралась в немецкую книгу рецептов — тоже не спрашивайте!

Просто что хотят, то и делают!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике куклы с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>